экоГерои Тулуна 2

Школьники и экология

Взрослые
Экологическое образование в интересах устойчивого развития в школе не сводится только к охране природы и рациональному природопользованию, а рассматривается как общекультурное образование, построенное на интеграции естественнонаучных, гуманитарных, предметов и внеурочной деятельности.
Образовательная практика предполагает деятельность в триаде ученик – педагог – социальные партнеры через реализацию приоритетных тематических направлений: рациональное управление отходами, энергия, биоразнообразие.
Проекты по данным проблемам позволяют не только работать творчески, интересно, планомерно, но и активно осуществлять взаимодействие с организациями международного, всероссийского, регионального уровней. В процессе реализации образовательной практики у школы появился дополнительный стимул к работе по сохранению и улучшению состояния окружающей среды в рамках международной программы «Эко-школы/Зелёный флаг». На сегодняшний день школа имеет 3 флага, внесена в международную базу данных эко-школ.
На уроках естественнонаучного цикла происходит формирование представлений о своеобразии региона, качестве окружающей среды и влиянии на человека. Изучая экологическую обстановку, исследуя животный и растительный мир, условия жизни в регионе, здоровье населения, находят способы изменения экологической ситуации через исследовательские проекты: «Пластиковый мусор», «Осторожно, батарейка!», «Бездомные животные – проблема каждого»; «Влияние комнатных растений на психическое и физическое самочувствие»; фотовыставки: «Времена года в родном городе», «Природа родного края», «Байкал – жемчужина Сибири». Большая роль в формировании гуманитарной культуры учащегося отводится экологическому воспитанию, где экологическая культура – это часть общей культуры человека, проявляющаяся в его духовной жизни, поступках в быту.
На уроках гуманитарного цикла, помимо речевых навыков, формируется мировоззрение и основополагающие нравственные качества экологического воспитания по репродукциям картин, с текстами публицистического стиля. Совместно с учащимися педагоги организуют литературно-музыкальные композиции «Кто и что губит природу Иркутской области?», «Земля - наш дом», участвуют в интегрированных уроках: «Кто есть хищники? Что есть хищничество?» (литература + биология, 7 класс); «В тайге над Байкалом» (литература + география, 5 класс), «Легенды и цветы» (литература + биология, 6 класс), географический концерт «Путешествие по рекам».
Для формирования мировоззрения, системы ценностных ориентаций, социализации личности, совершенствования знаний детей в области экологического воспитания и общественно-полезной деятельности в образовательной организации введены курсы:
Курс внеурочной деятельности «Экологическая мозаика», 1-4 класс, выполняет важную социальную функцию, помогая детям через активное познание окружающего мира войти в новые современные социально-экономические отношения, и, преодолевая негативные проявления, получить опыт здорового образа жизни. Социальная направленность выражается в формировании разумных взаимоотношений человека с социумом и природой.
Курс внеурочной деятельности «Лес и человек», 5 класс, направленный на формирование у учащихся интереса к биологии, развитие любознательности, расширение знаний о живом мире, на развитие практических умений, знание основных правил поведения в природе, анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, применение полученных знаний по сохранению леса и своего здоровья в жизни.
Курс внеурочной деятельности «Экодизайн», 6-7 класс, предусматривает создание учащимися полезных самоделок из подручных материалов, то есть использование в качестве сырья вещей, которые обычно подлежат утилизации, акцент делается на воспитание у учащихся способности к экологическому и рациональному познанию мира с дальнейшим его преобразованием.
Курс «Байкаловедение», 7 класс, формирует комплекс теоретических и практических знаний о возникновении и функционировании уникальной байкальской природы, о проблемах хозяйственной деятельности на берегах Байкала и о методах гармонизации отношений «человек-природа», личной заинтересованности учащихся в сохранении уникальной природы родного края
Курс внеурочной деятельности «Чудо рядом», 8 класс, дает возможность освоить умения, проводить наблюдения в природе, ставить опыты, видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире.
Интегрированный курс «Экология и безопасность жизнедеятельности», 10-11 класс, важным содержательным направлением является раскрытие роли экологии и безопасности труда, здорового и безопасного образа жизни, служение Отечеству, личность в социальной и природной среде, перспективы безопасного развития современной цивилизации.
Ученики вносят практический вклад в охрану окружающей среды и облагораживание прилегающей к школе территории. Реализован проект «Дорога в школу», «Рощица». Ребята не только изучают флору наших мест, но совершают выезды на лесопосадки. На отвалах Тулунского угольного разреза растет пока маленький, но наш лес. Только совместными усилиями людей, их желания и умения договариваться о сотрудничестве можно решить общие экологические проблемы. Для решения данной задачи в нашей школе были проведены следующие мероприятия: урок – виртуальная экскурсия «Чистые реки Сибири», 8 класс; урок экологии «Сделаем вместе», 5, 7 классы; просмотр фильма с последующим обсуждением «Как мусор уничтожил мир», 10-11 классы; в 4 классах занятие кружка «Экологическая мозаика» по теме «Берег моего детства…река Азейка». С целью привлечения внимания к экологическим проблемам Байкала прошла общешкольная акция «Байкальская ленточка», были нарисованы листовки и распространены среди жителей микрорайона. Для учеников начальной школы инициативная группа ребят показала мини - спектакль «Сказки озера Байкал». В 7 классах прошёл урок «Хранители воды», посвященный проблеме сохранения чистой воды на планете, уменьшения расходов воды в быту.
По направлению «Рациональное управление отходами» сначала ведется подготовительная работа. Это анкетирование учащихся и родителей, разработка плана действий. Ребятам нравится сортировать мусор, готовясь к операции «Бумаге - вторую жизнь», акции «Бумажный бум», рисовать рисунки «Береги лес» по результатам экологической акции «Чистые игры», участвовать в акциях «Отходы в доходы», «Салют Победы», «Добрые крышечки» по изготовлению поделок из бросового материала, выставке - продаже елочек из бросового материала «Елочка, живи», акции по сбору использованных батареек «Спаси ёжика», акции «Спасибо, пакет не нужен». После предварительной консультации в эту работу был вовлечен и детский сад. Юными экологами проведен мастер-класс, ребятам вручены кормушки, изготовленные школьниками и их родителями, для привлечения и кормления птиц в зимнее время.
По направлению «Биологическое разнообразие» проводился фотоконкурс «Окно в природу, день заповедников и национальных парков, приняли участие в онлайн-уроке «Проектория» «Здравствуй, дерево», благотворительной акции «Помощь животным г. Тулуна», в рамках которой учащиеся 2 и 5 классов собрали корм для бездомных животных и передали его в ветеринарную клинику города, ребята выступили инициаторами проведения праздника «Осенние Кузьминки», посвященного земледельческим работами и «курячьим именинам». Преобразовывалась пришкольная территория, реализован проект «Школьная клумба». Ребята высаживали цветы, ухаживали за растениями. А сколько кормушек изготовлено и развешено в школьном дворе и на придомовой территории. Ребята всю зиму кормили птиц по графику и наблюдали за ними. По результатам наблюдений написаны исследовательские работы «Птичья столовая», «Зимующие птицы». 
По направлению «Энергия» ежегодно проводится всероссийский урок «Экология и энергосбережение» в рамках всероссийского фестиваля энергосбережения «Вместе Ярче», в рамках международного дня энергосбережения проводятся эко-минуток, распространение листовок-призывов о необходимости беречь энергию, распространение информационных листовок о Дне Энергосбережения, проводилась операция «Тетрадь» - сбор неиспользованных листов в использованных ученических тетрадях.
Экологическая культура у детей формируется через экологическую деятельность: участие в конкурсах, фестивалях, акциях: всероссийская экологическая акция "Сделаем вместе", конкурсный отбор проектных команд всероссийского научно-образовательного общественно-просветительского проекта «Экологический патруль» в Иркутской области, всероссийский конкурс «Планета – наше достояние», муниципальный экологический конкурс творческих работ «Дети о лесе», направленные на необходимость побудить школьников к размышлению об экологическом и личностном смысле сохранения культурного и биологического разнообразия страны, своего региона, своей местности.
Таким образом, в учебной и внеклассной работе продолжается обучение и воспитание учащихся, приобретается необходимая система экологических знаний, формируются экологические умения, экологическое мышление и развивается экологическая культура. Используемые формы работы обеспечивают достижение предметных, личностных и метапредметных результатов, а также способствуют развитию коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий.
Проблемы, которые были решены путем реализации практики: нестандартный подход к организации образовательного процесса, содействие в решении экологических проблем на местном уровне. Наблюдается повышение динамики участия школьников в экологических олимпиадах и конкурсах.
Перспективы развития практики: продолжение участия в международной программе «Эко-школы/Зелёный флаг», участие в научно-образовательном проекте «Экологический патруль» позволит проводить исследования с использованием специализированного оборудования, расширение границ сотрудничества в вопросах экологического образования
Социальное партнёрство и сетевое взаимодействие: образовательная организация взаимодействует с АНО «Информационно-ресурсный центр «Наше достояние» (участие в конкурсах); центром развития дополнительного образования детей Иркутской области (реализация программы «Эко-школы/Зеленый флаг); некоммерческим партнерством «Защитим Байкал вместе», туристическим агентством «Круиз» (организация туристических экскурсов); Братским государственным университетом (участие в региональной экологической творческой олимпиаде «Фабрика проектов»; центром досуга «Сибирь», «Юность», «Кристалл», детской библиотекой, городским выставочным залом, педагогическим колледжем, аграрным техникумом, медицинским колледжем, детским садом «Родничок» (организация мероприятий экологической направленности).

Made on
Tilda